На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Творческие приёмы в фотографии.

Автор: Дарья Шлыкова

Чтобы фотография стала шедевром, мало просто снять интересный пейзаж или яркий момент. Существует несколько творческих приёмов, которые делают снимок запоминающимся.

Для того чтобы освоить творческие приемы, необходимо изучить основы фотографии, а именно - что такое экспозиция, выдержка и диафрагма.

Силуэт в фотографии

Силуэт – очень интересный и распространенный приём в фотографии. Его очень часто применяют в съёмке пейзажа, портрета, натюрморта. Для того чтобы сделать снимок силуэта, необходимо осуществить замер экспозиции по светлому участку кадра и прибавить несколько ступеней по светам. Нам очень повезло, что мы обладаем цифровыми камерами и можем моментально оценить результат. Ну а для тех, кто всё ещё отдаёт предпочтение классике, следует руководствоваться данными экспонометра или делать несколько снимков с различными параметрами (один снимок точно выйдет).

На этом снимке вы видите силуэт лодки. В данном случае замер экспозиции сделан по солнечному отражению воды. Таким образом проработана фактура воды, а лодка осталась в силуэте.

Съёмка с длинной выдержкой

Съёмка с длинной выдержкой очень интересна тем, что нам представляется возможность рисования светом. Этот приём часто используется во время ночной съёмки. Простор для творчества здесь неограничен! Всего лишь необходим штатив и камера с возможностью съёмки с длинной выдержкой более 1/15 сек. Выбираем сюжет с интересным световым движением или движением в природе, например, водопад или ручей – помещаем камеру на штатив, выставляем экспозицию с длинной выдержкой – и готово.

История этого снимка такова – научное судно «Академик Иоффе» с командой на борту отправилось в экспедицию. В вечернее время мы вышли из порта и идём по каналу. Интуитивно я беру камеру со штативом и отправляюсь на верхнюю палубу. В это время мы проходим германский порт Свиноустье, который запечатлён на этой фотографии.

На минимальной чувствительности ISO 100 и максимальной выдержке 30 секунд был сделан этот снимок. А для того, чтобы в кадре было охвачено больше пространства, использован объектив «рыбий глаз», популярно о нём вы можете прочитать в статье Ярослава Никитина «Смотреть на мир, как рыбы».

Перспектива в кадре

Перспектива в кадре бывает разной – линейной, тональной и воздушной. Но сущность перспектив одна и та же – способность передать объём тел и их расположение в пространстве. На мой взгляд, это незаменимый приём для тех, кто часто путешествует, когда у вас есть невероятная возможность охватить красоту природы и культурные, а также и архитектурные особенности разных стран. Особенности перспектив лучше всего рассмотреть на примерах.

Линейная перспектива




Фото: Дарья Шлыкова

Вид перспективы, который очень часто применяют фотографы для съёмки архитектуры. Смысл её заключается в схождении предметов, удаляющихся вглубь кадра, в одной точке.

Тональная перспектива

Дерево. Фото: Ярослав Никитин

Тональная перспектива заключается в изменении цвета, тона и контрастных особенностей объекта съёмки в сторону уменьшения. Такой снимок очень легко получить во время утреннего тумана.

Воздушная перспектива



Коктебель. Гора Климентьева. Фото: Дарья Шлыкова

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением чёткости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. Так, например, появился на свет этот снимок с горы Климентьева. Коктебель славится своими голубыми вершинами, которые вы видите на этом снимке.

Итак, мы рассмотрели всего лишь несколько творческих приёмов, которые мы очень часто видим на снимках великих фотохудожников. Во второй части мы рассмотрим такие приёмы, как отражение в кадре, игра света и тени, симметричность и многое другое. Удачных снимков!

 

Игра света и тени

Игра света и тени – основа основ фотографии. С помощью света и теней мы можем передать объём какого-либо фотографируемого объекта. Если вы снимаете пейзаж, то наиболее красивое и «объёмное» освещение бывает утром или вечером, когда солнце находится низко и светотеневой рисунок в это время более выразителен.

 

Фото из серии «Корабль науки Академик Йоффе». Фото: Дарья Шлыкова


Когда я находилась в научной экспедиции на судне «Академик Иоффе», у меня была задача снять материал для календаря. Это было очень интересно и непросто одновременно. На протяжении всей экспедиции я гуляла по палубам и высматривала интересные кадры, но у меня ничего не получалось – погода была пасмурной, и фотографии выходили очень скучными. И вот, в последний день экспедиции, когда наше судно подошло к Гренландии в потрясающую солнечную погоду, мне удалось снять красивый, объёмный, красочный материал для календаря. В итоге из 22 дней экспедиции самых удачных для съёмок было всего лишь два.

Отражение

Вода, стекло и зеркало обладают удивительным свойством отражения. Пейзаж с отражением ландшафта в воде всегда будет смотреться более интересным. Фотографировать такой пейзаж одно удовольствие, поскольку природа уже подготовила кадр, нам нужно только нажать на кнопку спуска затвора.

Фото: Ярослав Никитин. «Антарктида»

Конечно, для такой съёмки погодные условия должны соответствовать требованиям фотографа, солнечная погода не помешает. Чтобы сконцентрировать внимание зрителя на заинтересовавшем вас отражении, необходимо руководствоваться правилами композиции. Например, на фотографии «Антарктида» мы видим, что основную часть кадра занимает водное пространство и нос корабля, за счёт чего кадр получился выразительным.

Вода имеет свойство преломления света.

Если мы будем снимать через бокал с жидкостью и расположим камеру строго перпендикулярно уровню воды, то получим эффект «шахматной доски».

 

Мультиэкспозиция

С мультиэкспозицией я познакомилась, когда снимала на плёнку. Снимая портрет, я забыла перемотать пленку и при проявлении плёнки заметила чудесный эффект наложения кадров

 

Ярослав Никитин. Снимок сделан на плёночный фотоаппарат Nikon


Но не все плёночные камеры имеют возможность повторно снимать один и тот же кадр – некоторые фотоаппараты автоматически перематывают пленку. Поэтому, если вы хотите освоить мультиэкспозицию, следует использовать камеры с ручной перемоткой плёнки. Но и зеркальные цифровые камеры позволяют снимать в режиме мультиэкспозиции, например, у некоторых камер Nikon имеется такая функция.

При такой съёмке мы никогда не знаем, что получится в итоге, за всё отвечает его величество Случай.

Фотосъёмка «с проводкой»

Фотосъёмка «с проводкой» позволяет делать очень выразительные снимки движения. Смысл этого приёма заключается в фиксировании движущегося объекта, и при этом задний план или фон оказывается размыт, точнее, смазан. Для осуществления съёмки «с проводкой» необходимо увеличить значение выдержки до 1/30 (значение выдержки зависит от движущегося объекта, например, чтобы зафиксировать машину в движении, достаточно 1/60 сек.), при этом диафрагму следует прикрыть до f/22. Надо учитывать, что все значения зависят от условий съёмки, если вы снимаете в солнечную погоду, то значения будут максимальными. Снимать следует в режиме «слежения» за объектом, тогда у вам все получится

 Фото: Дарья Шлыкова. «Купальские обряды»

Так, например, совершенно случайно у меня получился этот кадр. Снимая на празднике в честь Ивана Купалы, я не пользовалась вспышкой даже в тёмное время суток. Во время купальских обрядов было очень много движения. На этом кадре запечатлён штурм берёзки. Некоторые детали смазались, но с помощью съёмки с «проводкой» удалось передать динамику происходящего.

Сколько фотографов – столько и приёмов фотосъёмки. У каждого фотографа имеется свой, неповторимый взгляд. Мы рассмотрели некоторые вариации приёмов в фотографии, но это не значит, что снимать можно только основываясь на этих способах съёмки. Творите, ищите себя в фотографии! Поиск – это прекрасно! Печатайте свои снимки – дарите их друзьям

Картина дня

наверх