Сейчас в Москве в Центре фотографии им. братьев Люмьер проходит выставка петербургского фотографа Александра Китаева. У меня к нему сложное отношение. Наверное, не у меня одного :)
Выставка называется "Непостижимый Петербург".
Вечерний выгул собак.
Арка Новой Голландии.
Шар на стрелке ВО.
У Крюкова канала.
Нимфа в снегу.
В Коломне.
Отзывы диаметрально противоположные. От вежливого стеба профессионального рецензента:
Новый большой проект Центра Люмьер посвящается петербургской фотографии. И первая выставка — разумеется, Китаев. У которого непререкаемая слава серого кардинала этой самой петербургской фотографии. А выставка — разумеется, «одушевленный пейзаж», если пользоваться терминологией самого Сан Саныча: нечто среднее между собственно городским пейзажем и street photography, — поживее первого, репортажнее, что ли, но и полиричнее, поэлегичнее последней. Собстве! нно, что и называется — петербургская фотография, когда в определении «петербургская» не один только паспортно-географический смысл, а скорее даже формально-жанровый. Учитывающий некоторую константную смесь городских мотивов (небо, вода, влажность, камень, архитектура, перспектива, геометрия), тем, повязанных с этими мотивами, и вызванных этими темами приемов, вкупе являющих равно как силу, так и слабость местной фотошколы, программно взыскующей и столь же программно заранее пасующей перед «непостижимым Петербургом», — мера, как кажется, предупредительно-практическая, а не вынужденная: в самом деле, не дай бог постигнем мы сейчас эту фирменную непостижимость, что завтра делала бы тогда петербургская фотография?
Куда она без достоевщинки? Поэтому-то умница Китаев в отношении к смурному «петербургскому тексту» так часто ироничен (рекомендуем его серию второй половины 1990-х — начала 2000-х, сделанную широкоугольником, — еще более вычурный, чем на самом деле, город), но вне этого «текста» китаевская фотография непоправимо ! теряет. И остается тогда — ну так, ничего. Хороший фотограф, структурный.
до бесхитростного восхищения непрофессионала:
Рассматривая фотографии А. Китаева, начинаешь понимать, как нужно любить свой город. Проницательный взгляд автора показывает нам Петербург спокойный, размеренный, чаще безлюдный, в искусственном свете, естественном, в тумане. Петербург открывается перед фотографом, позволяя увидеть город настоящий, скрытый для многих посторонних глаз. Китаев, снимает родной Петербург вот уже более 25 лет, чувствует и понимает свой город, общаясь с ним посредством съемки. Его фотографии для ценителей качественных кадров вообще, и Санкт-Петербурга, в частности.
Впрочем, отзывы обычных зрителей очень разнятся. Кому-то активно не нравится:
Пустая не интересная выставка дутого гения. Смотря на его фотографии, видишь не "непостижимый Петербург", а вполне постижимое самомнение и самовлюбленность в себя автора. Не теряйте времени и ден! ег.
А кого-то цепляет очень сильно:
Вчера случайно забрел на Китаева, о чем не пожалел. Загадочный Петербург, правда своеобразный взгляд и метод съемки. Совершенно другая фотография, не Московская, я бы сказал. Если есть еще такие как я, советую загуглить. Поражает величина личности Китаева - даже стыдно, что раньше о нем ничего не слышал. Люмьер желаю побольше таких фотографов в коллекцию.
Если Вы заметили, фотографии сделаны "рыбьим глазом", отчего сразу приобретают некоторую эффектность. Другое дело, скрывается ли за этой эффектностью что-то еще? Приходится стоять, смотреть и прислушиваться к себе. Вопрос не в том, хороший ли фотограф Китаев. Вопрос гораздо круче: а я сам мо! гу отличить ценное от легковесного? И что передо мной - раскрученная ерунда или глубокая работа?
Если фотографии нравятся однозначно и вызывают желание снимать так же - в этом есть свой скрытый минус. Быть подражателем?
А вот на таких работах, как у Китаева, как раз и можно осознать свое "фотографическое я". Например, кто-то может решить "я так снимать не хочу". Но тут же возникает вопрос - а как же тогда я хочу фотографировать?
(Это у меня возникло такое ощущение. Не факт, что оно возникнет у Вас :)