Надо сказать, 21-й век демонстрирует повышенный интерес к покупке фотографических произведений. Наибольшее впечатление на неподготовленного человека производят аукционные продажи, на которых за одну фотографию платят за миллионы долларов.
Конечно, есть определенная категория фотографий, которые просто обязаны стоить дорого.
Вот примеры нескольких таких фоторабот:
"Озеро в лунном свете" Эдварда Стейхена (Edward Steichen), 1904 год.
Работа была продана в феврале 2006 года за $2 928 000.
"Нагота" Эдварда Уэстона (Edward Henry Weston), 1925 год.
Работа была продана в апреле 2008 года за $1 609 000.
"Джорджия О'Кифф (руки)" Альфреда Стиглица (Alfred Stieglitz).
Работа была продана в феврале 2006 года за $1 470 000.
"Тобольский кремль" Дмитрия Медведева
Продана за 51 миллион рублей.
Конечно, у этих фотографов есть приличная фора. Они либо давным-давно в списке классиков, либо парят в недосягаемых высях.
Однако и "простому талантливому современному фотографу" найдется место в этом ряду.
Например, снимок австралийского фотографа Питера Лика (Peter Lik) под названием "Один" продан за один миллион долларов. На фотографии, которую ее автор считает своим лучшим кадром, изображена река, в которой отражается листва осенних деревьев.
К сожалению, о нюансах и тонкостях можно только догадываться, поскольку в интернете невозможно найти мало-мальски большой репродукции. Что не удивительно :)
Снимок был сделан на реке Андроскоггин в американском штате Нью-Гэмпшир.
По словам Лика, он нажал на кнопку спуска всего один раз. Более того, напечатана была тоже всего одна фотография, чем отчасти может объясняться ее высокая стоимость. Как сообщается на сайте фотографа, этот напечатанный снимок останется единственным.
Еще одна работа - "99 центов" Андреаса Гурского (Andreas Gursky):
Ушла на аукционе за $3 346 456.
Между прочим, не думайте, что это какое-нибудь раскрученное фуфло. Абсолютное большинство мнений в интернете об этой (и других) фотографиях высказано людьми, которые видели только превьюшки.
А вот что говорит девушка, которая видела это фото живьем (не искусствовед, не фотограф-профессионал, просто обычный человек):
"...во-первых, она очень большая по размеру - не могу сказать точно, но порядка 3-х с половиной метров в ширину...
во-вторых, офигительная резкость, цветопередача и отсутствие искажений...
в-третьих, атрибутирована, как произведение современного искусства, что придает дополнительную ценность...
и в четвертых, по мозгам сильно бьет, когда видишь вживую...
конкретно эту фотографию я видела вживую в Нью Йорке, хотя не помню, который из отпечатков, потому что их 2 или 3, которые торговались на аукционах...
но кроме этой видела очень много других, - Гурски в коллекциях практически любого крупного музея современного искусства... и еще была большая выставка прошлым летом в Германии, - мне удалось посмотреть...
очень сложная и трудоемкая техника... это уже больше фотокартина, чем просто фотография... составлена из нескольких отпечатков и при этом какая-то многослойная печать... настолько мастерски пропечатана, что видны детали объектов на самых дальних планах... и за счет того, что размер самого изображения такой огромный, эффект создается ошеломляющий, - просто проваливаешься туда и рассматривать можно часами... честно, оно того стоит!..."
Надо сказать, российские фотографы тоже не ударяют грязью в лицо.
Владимир Клавихо-Телепнев считается одним из самых дорогих, если не самым дорогим автором в сегодняшней России.
А кто же покупает фотографии за такие сумасшедшие деньги (реальные комментарии из фотографических блогов)?
Ну, что говорят обычно про таких ценителей, это понятно:
- я се б лучше дом забабахал ха такие деньги
- ет только больные могут купить по такой цыне картину
- можливо я не розуміюсь в мистецтві,але тут справді немає за шо давти такі великі гроші..
- я не разберу, какое же количество белого порошка в ноздрях коллекционера должно быть в момент торгов, чтобэ купить "99 центов" Гурсокго за 3 мульона долларов
и так далее.
Если честно, я сама раньше если и не думала так, то сочувствовала этой точке зрения.
Теперь я так не считаю.
Это сложно объяснить, это мое личное ощущение всего явления.
И все-таки, представьте: человек утром просыпается, едет на этот чертов аукцион, терпеливо ждет, пока выставляются те вещи, которые его не интересуют, потом торгуется с претендентами на заветную фотоработу, с крайним огорчением осознавая, что придется выложить в несколько раз больше, чем изначально планировал, а значит придется от чего-то другого отказаться...
Это тоже некоторый напряг. Выбросить деньги на ветер можно и более комфортным способом.
Тем более, что посетители таких аукционов худо-бедно, но как правило, могут отличить ценную вещь от ерунды.
Это значит, что фотограф создал ценность, за которую люди готовы платить миллионы долларов. И при этом счастливы, отдавая эти миллионы за фотоработу.
К чему это я?
А вот к чему. Вспоминайте иногда, что Вы снимаете не только для себя, что Ваши фотографии могут радовать других людей. Вовсе не обязательно думать об этом постоянно, это уже паранойя :)
Но периодически - вспоминайте. Вы можете сделать мир лучше и таким нехитрым способом.
А себя - богаче (духовно! :))))