Многие слышали о Кенозерском национальном парке и видели фотографии этого замечательного места. В 2004 году ему был присвоен статус биосферного заповедника. Любители Русского Севера постоянно посещают эти места. Администрация парка позаботилась о туристах, построив несколько гостиниц, ведь проживание на территории парка в палатках категорически запрещается, хотя, судя по фоткам из Интернета, кое-кто позволяет себе такие действия, (печальный итог такого туризма – участились случаи поджога травы, со всеми вытекающими отсюда последствиями) пользуясь слабостью охраны парка.
Всё очень даже не дорого и комфортно, вот только фотографий достойных, сделанных такими туристами, я, практически, не видел. Да вы и сами можете в этом убедиться, поискав картинки в Интернете. Меня зацепили эти места ещё в 80-х чёрно-белыми фотографиями членов фотоклуба «Новатор» (в котором и я, тоже, состоял) Ерина А., Колосова Г., и Фурсова А.. Вот это были настоящие фотографии, передающие Дух Русского Севера, причём, у каждого из этих мастеров свой ярко выраженный стиль, который позволяет взглянуть на эти места через призму взглядов этих фотохудожников. А в начале 90-х уже и я поехал туда с Ериным А.Н., у него там дом. Время бежит неумолимо, вот уже нет Анатолия Николаевича, да и нет Глазовских стариков, так радушно принимавших нас в гостях, но я по-прежнему туда езжу и, каждый раз, уезжая оттуда, очень хочется вернуться. Сами места за эти годы сильно изменились, и не в лучшую сторону, но всякий раз остаётся ощущение, что многое не успел снять: весной и осенью природа здесь меняется в несколько раз быстрее, чем в средней полосе. Весна в этих местах потрясающе интересное время, а если ещё и учесть, что в это время нет комаров и гнуса, то это замечательное время для творчества. Есть одна существенная проблема: как туда в это время попасть и как вернуться. Дело в том, что попасть туда можно только, переправившись через реку Онегу. Никто вам за неделю не скажет, когда паром ещё будет ходить, а когда уже нет, в лучшем случае это определяется за два дня. А в моём случае – ещё интереснее: надо попасть туда, когда вода в реке ещё не поднялась, но лёд на реке уже сошёл, а по озеру уже можно пробиться на лодке через лёд. Обратно можно вернуться только тогда, когда вода в реке уже позволяет парому причалить к берегу на столько, чтобы машина могла на него заехать. Чуть позже этих проблем нет, да ещё и, не далеко от парома, начинает действовать понтонный мост, который не так давно стали наводить, в сезон, для вывоза леса.
Слава Богу, что ещё хоть кое-где остались природные национальные парки, а то пока едешь вдоль Онеги и дальше – сплошные массовые лесозаготовки. Так хочется стереть с лица земли русской эту мразь, начиная с головы, которая продаёт наш лес и это произойдёт, я уверен. Но, пока, местных мужиков легко покупают, и они вырубают собственные леса (измельчал нынче мужик). Не удивительно, местное население поставлено в очень тяжёлые условия, да и цивилизация, будь она неладна, влияет на их сознание. Ну вот, отвлёкся от темы, но что поделаешь: закрывать глаза и делать вид, что всё у нас замечательно было бы подло – чем могу – тем и противостою беспределу.
Администрация парка находится в Вершинино, там же и одна из наиболее часто снимаемых часовен, да и, вообще, местечко это красивое, там есть чего поснимать, но я всё время там бывал лишь проездом в неподходящее для съёмки время, а по сему так ни чего там и не снял. Кто хочет туда попасть, в качестве туриста, - без проблем найдёт в Интернете сайт администрации, где всё подробно расписано: что, где, и почём. Мой же пункт конечного назначения лежит дальше, до деревни Глазово (деревень с таким названием по России не мало) с небезызвестной часовней «Святого Духа». Попасть туда можно только на лодке, а самостоятельно проживать в Глазово или в примыкающей к ней деревне Лепёхтина вам не позволят, хотя в настоящее время там ни кто постоянно не проживает, но территория охраняется ответственными (ответственными не столько по должности, сколько по Духу Рода своего, это вам не город) за это людьми. Ну вот, о порядках всё, теперь о природе.
Весна в этих краях протекает бурно: Только лёд на озере пошёл, под воздействием ветра, и через четыре – пять дней его уже не сыскать. Не успеваешь поснимать лёд, как уже зазеленели деревья и трава, а ещё через несколько дней, всё это покрывает слой снега, до десяти сантиметров, и ветер пронизывает до костей. Естественно, все эти изменения сопровождаются небесными декорациями. Это я упомянул лишь о крупных событиях, а, сколько мелких, пленяющих душу, например, туман над водой после дождя, или утреннее отражение леса, стоящего «по колено» в воде, да ещё много чего другого. Лес там настоящий, даже местные бывало (и не раз) уходили и не возвращались. Идёшь по заболоченному лесу, сверкает солнце и лес дарит тебе свою первозданную прелесть, но вот, за считанные минуты, набегает сплошная облачность, да ещё и с дождичком – и, становится жутковато, ориентира больше не видать, а компаса, конечно, нет. Одно скажу, с Лешим надо договариваться, и если вы не очень любите первозданный лес, то лучше и не соваться: заведёт Дух леса вас чёрти куда. Но если любите, то он вам покажет такие чудеса, которых вы раньше и не видели. Некоторыми из них я с вами поделюсь. Места эти не могут не рождать поэзию, поэтому я включил в эту заметку, помимо фотографий, некоторые стихи, которые не так давно стали из меня сочиться. Формат статьи позволяет выкладывать картинки только очень маленького размера, а покрупнее, хотя и не на много, можно найти на моём сайте www.mareev.su в разделе «Фотобанк». Здесь использовались картинки, снятые в разные годы на слайд и на "цифру". Приятного вам просмотра!
Как близко небо…
Как жжёт земля…
Летит на волю душа моя…
Летит и видит, что края нет
В краю безбрежном любви и бед.
Под брюхом неба лежит бугор,
Вонзая в тучи косой забор.
А было время, когда вот здесь
Бродило стадо, летала песнь.
Проплыли тучи, и жизнь прошла,
Другие люди придут сюда.
Далёко небо…
Зажглась звезда…
Земля остыла…
Пришла мечта...
Акварелевое небо проплывало надо мной,
Солнце жёлтое садилось, унося тепло с собой.
В отдалённой деревеньке ловят солнца жёлтый свет
И домишки на пригорке, и дедок преклонных лет.
Лодки с лошадиной тягой как жуки жужжат вдали,
Пробивая лёд носами, ставят сети рыбаки.
Утихает день весенний, лёд у берега шуршит,
А за озером, далёко, водопад в лесу бурлит.
Будто бойкая дорога, по которой как поток
Из машин во тьму спешащих, это памяти урок.
Там лишь зайцы да медведи, да гуляют кабаны.
У зверья свои там тропы, им дороги не нужны.
Завтра сяду я за вёсла и по озеру пройдусь,
Рассекая отраженья, в лес на лодке прокрадусь.
А вода всё прибывает, из лесов текут ручьи,
И сливаются потоки, в пену сбив снега с земли.
Пену ветер разметает по воде, как летний пух.
Пена по ветру летает, словно рой весенних мух.
Солнце село, и прохлада потекла по берегам,
Дым, вдоль леса прибивая, утихает чаек гам.
Этот кадр снят мягкорисующим объективом (моноклем) на слайд 6х7.
Конечно, такие кадры надо смотреть живьём, а не на интернетовских превьюхах, дабы ощутить всю прелесть рисунка этого объектива, но увы.
И, опять, - монокль.
Вода в том году подступила близко, а бывало и ещё ближе, только я не видал.
Ну, чем не чёрная икра?
Тот же лёд, при других условиях, приобретает такие оттенки.
Эту дорожку, за день до съёмки, пробила первая лодка в сезоне.
По лахте гуляет ветер, а у берега кусты скованы льдом.
Уже появилась первая зелень и цветы, и вот те на - похолодало и повалил снег (удовольствие на три дня).
Половодье превращает низины в сплошное озеро.
Перед восходом деревня выглядела так.
В это утро лёд в Глазово был последним.
А это речка вышла из берегов.
Сенокосный сарайчик окунулся в озеро.
Остров Павшин по утру.
В полдень ветви просто искрятся, а на воде... Что вы думаете? Это пена, которую взбил разбушевавшийся ручей, а ветер разметал - словно пух.
Так Глазово выглядит и сегодня, хотя ближайший дом (и туалет) Егор Алексеевич построил чуть больше десяти лет назад.