На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фототемы и фотосерии

В сегодняшнем тексте идет речь о темах и сериях в фотографии. Наверно, каждый фотограф рано или поздно приходит к разработке фототем. В день, когда пишутся эти строки, сами авторы блога открывают, в теории и на практике, это новое для себя направление фотографии. Нам удалось найти в интернете чрезвычайно интересную и детальную статью о темах и сериях в фотографии. Статью написал киевский фотограф Алексей Заговалко. Мы перевели ее на русский, и теперь, из любезного согласия автора, публикуем на сайте.

В сегодняшнем материале будет идти речь об одной из наиболее интересных, но, к сожалению, одной из наименее популярных среди фотолюбителей возможностей фотографического творчества - о соединении фотографий в серии и работу над фотографическими темами. По моему мнению, причин, что большинство любителей фотографии не умеют или не хотят создавать даже элементарные подборки фотографий, 
объединенных одной идеей, можно назвать несколько. Во-первых, банальная лень (ваш покорный слуга не лишен этого изъяна). Во-вторых, очень часто фотограф, который решает для себя создавать что-то большее, чем просто “Красивые картинки”, сначала сталкивается с тем, что ему незачем рассказывать и показать такое, что уже не было бы сфотографировано. Начинается поиск сюжетов, часто не глубоких, а поверхностных… и все сводится опять же к фотографированию “Красивых картинок”, эпизодических фотографий. 


Думаю что все, кто заинтересуется фототворчеством, согласятся: создать единичную, действительно хорошую фотографию чрезвычайно трудно. Идеальная “каноническая” картинка часто оказывается нудным, банальным сюжетом, и наоборот - очень часто интересное фото не лишено технических или композиционных недостатков и о нем говорят “все хорошо, но чего-то бракуют”. Стремиться создать безукоризненную во всех смыслах фотороботу нужно всегда, но выходит это очень редко (у многих фотографов - несколько раз в жизни), для этого нужно очень много и настойчиво работать, искать, учиться. Не подумайте, что я призываю вас все бросить и начать снимать исключительно серии, просто попробовать создавать произведение, которое состоит из нескольких фотографий, - это как раз один из способов извечного “поиска”, какой не стоит обходить стороной.

Теперь попробую кое-что детальнее описать собственное понятие “серия” и “тема”, но сразу договоримся, что описывать буду исходя из собственных ощущений.

Серия фотоснимков

Грубо говоря, серия - это соединенный определенным образом набор авторских фотографий. Самое очевидное преимущество серии - возможность описать языком фотографического изображения то, что невозможно сделать при помощи одного кадра или выходит не достаточно полно, показать развитие, движение, к какому-то явлению, идее. Хорошо отобранная серия выглядит как целостное произведение, фотографии в таком случае взаимосвязаны,  одна является продолжением другой. Интересно, что отдельные фотографии замечательной серии могут выглядеть сла
быми, незавершенными. Это легко объяснить - ведь в серии фотографий каждая отдельно - все равно, что буква в слове. Фотографии “вытягивают” друг друга. Только не подумайте, что мастерство снимать серии - это составлять неудачные кадры так, чтобы “выглядело”! Просто временами автору необходимо сделать фотографию, которая была бы связывающим звеном, вступлением и тому подобное.


Самый простой критерий соединения - фотографии из одного события - репортаж, хотя он никоим образом не всегда является наилучшим. Имеет право на существование серия портретов, натюрмортов, жанровых снимков, пейзажей. Важно, чтобы “смысловая нитка”, проходила сквозь все работы вашей серии, а также идея (о каких событиях, явлениях, чувствах, ощущениях, вы хотите рассказать) читались бы и были бы интересны еще кому-нибудь, кроме вас. Не всегда это выходит сделать за короткое время, часто съемка, отбор, обдумывание одной серии может занять несколько лет… Существует несколько основных принципов соединения фотографий, которые стоило бы вспомнить:

1. Фотографий в серии не должно быть многовато. Типичная ситуация - фотолюбитель пошел на концерт, снял там 500 кадров с любимой группой, отобрал все “симпатичные” и напечатал (изложил у себя на сайте, в журнале) огромную пачку фотографий 10х15, вместо того, чтобы отобрать 5-12 наиболее ярких и красивых кадров, выстроить их в определенном порядке, качественно напечатать большим размером, оформить  альбомом или портфолио. Очень сложно и скучно пересматривать большие массивы фотографий, выискивая из десятков посредственных одну-две, которые тебе понравятся. Лучше меньше да лучше.

2. Фотографии в серии должны быть упорядочены и взаимосвязаны. Хороший автор умеет “провести” взгляд зрителя по всему фоторассказу. Именно поэтому лучший способ демонстрации - развешенные на стене большие фотороботы (таким образом, чтобы зрители переходили от одной к другой в “нужном” порядке). Рассказывая о каком-то событии желательно придерживаться принципа драматургии “завязка-кульминация-завершение”. Хотя, безусловно, все зависит от авторской задумки.

3. Фотографии в серии желательно делать в одном цветном решении. То есть, или все цветные, или все черно-белые, или все тонированные. Это помогает воспринимать серию единственным и целостным произведением. В черно-белой серии стоит обратить внимание на печать. Представьте себе, как выглядит подборка фотографий, напечатанных на разной бумаге, с разной плотностью, контрастностью и тому подобное.

Как попробовать снять интересную серию? Очень просто - каждый из нас постоянно сталкивается с сюжетами для интересного фоторассказа, просто их нужно увидеть и попробовать “разбудить” свое творчество. Кто-то занимается любимым спортом, у кого-то есть экзотичные хобби, друзья или родственники - представители редких или необычных профессий и тому подобное. Почему бы не начать с этого? Примеры неплохих фотосерий часто можно увидеть здесь.

Фотографическая тема

Человек, который увлекся фотографией, как правило проходит несколько стадий: сначала он учится работать с фотоаппаратом, потом начинает пробовать себя в разных жанрах фотографии. Со временем один или несколько жанров становятся самыми любимыми, вот здесь и приходит время начать работать над темами. Для фотографа тема - это какая-то часть мира, что его окружает, что интересует его больше всего, предмет длительного творческого исследования. Серьезно работают над темами достаточно зрелые и опытные фотографы, у каждого свой подход, свои приемы и видение, потому охарактеризовать этот творческий процесс обобщающими формулировками очень сложно. Лучше уж показать фотографии, ну, скажем, черно-белые пейзажи Майкла Кенни, или социальные проекты Джорджа Джорджиу. Возможно и вы, начав снимать какую-то интересную серию вдруг найдете внутри целую тему, с которой вам захочется работать в течение всего вашего последующего увлечения фотоискусством?

Напоследок  хочу обратить внимание на то, что часто работа над сериями и темами еще и бывает коммерчески оправданной. Хорошие серии часто покупают журналы или издательства, а у вас появиться возможность зарекомендовать себя как хорошего “узкопрофильного” специалиста. К сожалению, в рамках одной маленькой заметки невозможно детально рассказать о специфике съемки серий в разных жанрах. Возможно, это будет темой следующих публикаций.”

© 2006, Алексей Заговалко



PS:   На сайте "Природа планеты в объективе"

  есть блог  "фотосюжет"  , поэтому я посчитала 

нужным дать объяснение желающим создать новую тему, как это делать.

Все создаваемые фотосюжеты должны быть о природе, в рамках  списка 

ключевых  слов блога "фотосюжет". 

Картина дня

наверх